Главная

Штуковитая палитра

Штуковитая палитра

Сегодня художественный паркет - это ампир наполеоновских интерьеров, это роскошь и цветочный орнамент "прекрасной эпохи" Ар Нуво, это узелковое письмо, египетские иероглифы, "перекрестки и решетки" Ар Деко, это "траектория" от конструктивизма к хай-теку, это все, что нарисовали, вырезали, высекли из мрамора художники и мастера многих эпох.
Штуки - это паркетные планки. Уложенные одна к одной, они еще не составляют того, что необходимо для осознания твердой исторической почвы под ногами, то есть, паркета штучного. Его получают сложной техникой маркетри, или по-русски - набора, освоенного при Петре, который пригласил выдающихся иностранцев учить русских мастеров сложной затее. В отличие от искусств, окрыляющих дизайнерскую фантазию, маркетри держит ее в строгом теле, напоминая, что "красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра", точный расчет и знание свойств различных пород дерева, из сотни которых только несколько десятков совместимы в одинаковых условиях температуры и влажности. Светлый клен, средний по интенсивности окраски дуб, красное мербау и черный венге составляют классический квартет, который варьируется включением карельской березы, ореха, груши, ясеня, сиреневого амаранта и т.д. Тональные градации и богатая текстура, проявляющаяся по-разному в зависимости от характера распила, обуславливают виртуозную нюансировку или контрастную четкость мозаичного орнамента. Его получают укладкой тесно подгоняемых друг к другу кусочков дерева на всю толщину пола, что отличает маркетри, называемое также "паркетри", от интарсии, которая подразумевает врезание тонкого шпона в основную породу, служащую фоном. Штучный, или уникальный в своем роде пол, разнообразится также техникой инкрустации, привносящей в древесную основу янтарь, металл, камень, перламутр, который украсил, например, полы дворца в Ораниенбауме. Достигшее расцвета во 2-й половине ХVIII-го и особенно - в XIX в., напольное маркетри уже не составляло преимущества лишь дворцовых интерьеров, распространившись в городских и поместных усадьбах, а в начале XX в. стало неотъемлемым свойством триумфальной роскоши особняков русских предпринимателей. Армия краснодеревщиков оказалась не у дел после известных событий, снявших с повестки дня тему изящного. Мозаики шли на отопление революционного быта, а во время Второй Мировой гибли в кострах оккупантов, квартировавших в царских резиденциях. Восстановленные в конце 1940-х - начале 1960-х гг., они, казалось бы, законсервировались в пространстве музеев. Зато дефицита в паркете государство не знало: половина страны отрабатывала на лесоповалах. На автомобиль шла сталь, на платье - габардин, на пол - паркет "в елочку". Полотер, упражнявшийся над ней дома, в школе, райкоме, министерстве и больнице, поддерживал униформу советского быта и в числе немногих продолжал иконографию "русских типов", переступивших порог новой эры. Курс на удешевление жилья в условиях борьбы с излишествами 1950-1960-х гг. разнообразил "елочку" вкраплениями дощатого настила. В середине XX в. производство паркета сокращалось по всему миру: появились ковролин и линолеум. Минимализм, ставший в 1970-1990-е гг. стратегическим партнером хай-тека, следовал максиме А.Лооса "Орнамент, или преступление". Восковой глянец паркета сменила матовая патина лаковых покрытий, "елочку" потеснила "палуба": параллельная укладка стала оптимальной с распространением ламината. Диктатура плоскости, лишенной фактурных свойств, выявляла нерукотворное совершенство итогов промышленного производства. Хай-тек "выбрил" поверхности, подчеркнув фоновую нейтральность поля, не заряженного изобразительными импульсами. Массивная доска, уложенная без видимых стыков, формировала "почву" интерьера, построенного на сочетании взаимозаменяемых модульных компонентов. Универсальное, нейтральное пространство принципиально отличалось от классического ансамбля, феномен которого состоял в уникальном соединении специально подобранных друг для друга элементов. Мозаичный паркет должен был отойти в область археологии, если бы не волна интереса к ретроспективным сюжетам, давшая импульс к обновлению старинного ремесла, а также умножению различных комплектующих убранства. Развитие технологий по-своему расширило возможности декоративно-прикладных традиций в современном исполнении. Начиная с 1990-х гг. декор стал разрастаться, распространяясь на всю поверхность архитектурной "коробки": полиуретановая лепнина - на стены, орнаментальные карнизы на потолки, шторы вспенились на окнах муссом французских маркиз. Понятие "родового гнезда" стало категорией псевдостиля, породившего эклектичные интерьеры.
Классические мотивы маркетри пополнились современным дизайном, обогатившим тематику рисунков и давшим новое направление традиционному искусству. Иногда узор пола решает характер всего убранства, подчеркивая архитектонику брутальной кожаной мебели мужского кабинета или следуя криволинейным кабриолям кресел в духе рококо. "Удар бича" виньеток сменяет колкую геометрию филенок в стиле Ар Деко. Мозаика может "держать плоскость", "взрывать" ее или трансформировать, создавая эффект столкновения водных потоков.
Особенно разнообразен спектр розеток, которые "фокусируют" пространство интерьера, центрируя изобразительное поле и формируя расстановку мебели вокруг открытой срединной части. Следуя принципам оп-арта (оптического искусства), они образуют головокружительный калейдоскоп, а вдохновленные виньетками начала прошлого века, сплетаются цветочными побегами вокруг иллюзорной люнеты.
Несмотря на юношеский возраст новой истории напольного маркетри, утраченную культуру его потребления, тенденция возрождения интерьера как ансамбля обнаруживает себя именно в паркетных мозаиках. Попытки придать убранству частного дома или корпоративного офиса характер ансамблей начались именно с пола, формирующего пространство, его тектонику, тональную гамму, масштаб, характер восприятия перспективы. "Замковым камнем" стали логотипы и гербовые знаки, выложенные на полах презентационных залов компаний, жилые пространства затеплились охрой натурального дерева. Неважно, что у вас не дворец и не загородная вилла. Если вы правильно расставите акценты, камерный ансамбль площадью каких-нибудь 20 м2 вам обеспечен. В этом штука.

Партнеры СК "Коллекс"

  • Красивая мозаика станет украшением вашей ванной. Мозаика может быть стеклянной или керамической.